Иллюстрация Элифаса Леви стала, самым известным изображением Бамофета. Более того именно ее ассоциируют с дьяволом, а сатанисты взяли себе его изображение как символ их веры. Однако, было ли вообще такое божество, вопрос довольно спорный, хотя несмотря на свою сложную историю с руки Элифаса Леви, он так или иначе стал символом абсолюта в оккультизме.
Все началось с тамплиеров. Суд над тамплиерами процесс сам по себе очень сложный, неоднозначный и порочащий католическую церковь. Тамплиеров надо было в чем-то обвинить, поэтому их ересь была состряпана из отголосков Ислама, а имя Бафомет не что иное как искаженное французское Магамет. Многие Тамплиеры в пытках признались, что покланялись Бамофомету, при чем все описывали его по-разному, так как допрашивающие склонялись к тому, что символом их ереси была голова, поэтому Тамплиеры придумывали на ходу свои признания, кто-то говорил, что это отрубленная человеческая голова, кто-то говорил о голове козла, есть даже свидетельство, что символом Бафомета была голова кошки. Никаких других упоминаний о Бафомете за пределами процесса над тамплиерами не было. Инквизиторы как-то вообще многое не так поняли, как вы знаете 😊 и верили, что мусульмане идолопоклонники, даже не подозревая сколько общего у них с сарацинами.
В 19 веке был написан порочащий тамплиеров псевдонаучный трактат, где приводились также изображения Бафомета и даже поддельные артефакты. Обычно это был двуполый человек в окружении мистических символов, черепов, Солнца, Луны и Звезды. И вроде бы на этом можно закончить историю Бафомета, но на сцену во второй половине 19-го века вышел Элифас Леви со своей иллюстрацией вселенского абсолюта. Именно он взял средневековую символику дьявола и придал столь демонический вид своему Бафомету. Конечно же он опирался не на дьявольскую символику, логично предполагая, что символизм культа дьявола, приписываемый ведьмам, не что иное как пережитки языческих верований и ритуалов.
Символизм Бафомета Леви довольно прямолинеен, что не делает его поверхностным. На лбу его пентаграмма одним концом вверх – символ Света. Правая рука указывает вверх на луну Хесед, олицетворяя символ Пути Правой Руки, левая рука указывает вниз на черную Луну Гебуры (Гармония и милосердие) также символ Пути Левой Руки. (Конечно, стоит отметить, что про правую и левую руку это уже поздняя интерпретация, не имеющая отношения к Леви). Такое положение рук, характерно для герметичного символа главного принципа: что вверху, то и внизу. На руках мы можем прочесть надпись Solve и Coagula, отсылка к самому главному принципу Алхимии по работе с веществом. Растворяй и сгущай.
Почему голова козла? По словам Леви – это ужас грешника, где страданию и наказанию подлежит лишь материальная часть. Ибо душа не может страдать вне материального мира.
Я так же отношу этот символ к тому моменту, когда ты преодолеваешь свою богобоязненность, когда обретаешь субъектность в своей жизни и на своем Пути Мага, что пугающий образ дьявола разрушается, являя тебе божественный свет. Свет, который Леви поместил над пентаграммой между рогов Бафомета. Тот самый принцип, о котором я говорила в тексте про Люцифера, когда образ 15 аркана, разрушается в Башне, разрушая стереотипы, ограничения и страх наказания, являя тебе Звезду, образ светоносного Люцифера.
Андрогинность Бафомета, женская грудь, жезл на месте гениталий, это абсолютная божественная энергия в ее высшей форме, объединённая Анима и Анимус. Тот самый андрогин. Так же, Бафомет собрал в себе символы четырёх стихий: чешуя и перья означают воду и воздух, огонь представлен светом между рогами, а земля пентаграммой (но это не точно 😊, это один из вариантов интерпретации).
Бафомет Леви очень далек от описания того страшного идола, которому поклонялись Тамплиеры. Точные мотивы Леви нам неизвестны, но возможно, при создании своей графики он опирался на изображения тамплиерских церквей, где были мужчины с крыльями и женской грудью. Леви верил в синтез науки и религии, его Бафомет не имел отношения к тьме, это несущий свет просвещения символ, объединяющий в себе все главные постулаты магии, религии и науки.